народное творчество
Главная

Структура

Органы культуры МО

Планы  и
программы


Народное
творчество


Положения
конкурсов,
фестивалей
и праздников


Этнохудожественная культура

Конференции

Декоративно-
прикладное
искусство


Услуги ГАУК "РЦРКОО"

Нормативно-правовые акты

В помощь КДУ


Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Праздники России

















НОВОСЕЛЬЕ  «НАРОДНОЙ ГАЛЕРЕИ»

 

У творческого содружества «Народная галерея», объединившего под крылом Регионального центра развития культуры Оренбургской области художников-любителей, мастеров декоративно-прикладного искусства и традиционных промыслов, появилась своя выставочная площадка: экспозиции, мастер-классы и многие другие проекты теперь будут представлены в здании, известном как Дом художника. 

В 2003 году при Оренбургском областном методическом центре народного творчества  (ныне ГАУК «РЦРКОО») был создан клуб «Народная галерея». Художники-самородки, мастера, народные умельцы с помощью  государственного учреждения культуры включились в коллективную творческую деятельность: вместе проводили выставки, встречи с любителями народного искусства, выезжали на пленэр. В процессе общения происходил постоянный обмен идеями, знаниями, умениями. В результате  участники клуба  открыли для себя  более ста различных видов творчества, освоили множество техник исполнения, способов работы с самыми разнообразными материалами. В 2011 году «Галерее» было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

В силу сложившихся обстоятельств более двух лет назад Центр  лишился собственного выставочного зала. Все это время художники и мастера, которые прежде организовывали свои мероприятия на  обустроенной базе,  вынуждены были  работать на чужой территории, что значительно ограничивало поле их деятельности. И вот, наконец, «Народная галерея» вновь обрела «родные пенаты». 

К пустовавшему долгое время помещению  надо было  приложить руки и силы, зато, к радости народных энтузиастов, удалось привести в порядок несколько небольших, но уютных залов. Учитывая уже имеющуюся планировку, методист отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел РЦРКОО Ольга Клыкова разработала  концепцию функционального использования выставочной площадки не только в качестве пространства для стационарных экспозиций,   но и как место для организации постоянного творческого процесса по типу художественных мастерских. Теперь коллектив «Народной галереи» получил возможность с удвоенной энергией заниматься любимым делом – творчеством, а также предлагать посетителям не только ставшие уже привычными мастер-классы, курсы, семинары, но и разнообразные интерактивные формы деятельности – например, актуальные ныне квесты (тематические игры). Ведь истинный талант не знает границ. Владение возможностями пластических искусств у многих сочетается с другими творческими увлеченностями – сочинением музыки, освоением прозаических и поэтических жанров.  На вернисажах и дружеских «посиделках»  стало  привычным чтение стихов, исполнение собственных песен. Под эти цели и задуманы «тематические пространства».

Например, «Чайная горница». В этом уютном зальчике гостей принимают:  радушные хозяева помогают тем, кто впервые пришел в «Народную галерею» проникнуться духом творчества, традициями клуба, познакомиться с замечательными и талантливыми людьми. На стенах висят их работы, в том числе и специально подготовленные к выставке на новом месте. Так Михаил Остапов (ветеран труда, перенесший в детстве немецкую оккупацию, потерявший на войне почти всю свою семью) принес картину «Зимняя рапсодия», написанную в самый канун вернисажа. Любимому городу посвящены пейзажи и жанровые полотна  из цикла «Форштадт уходящий» художника-любителя, бывшего фрезеровщика Виктора Гудымова. А вот Людмила Васильева представила свои работы, выполненные в авторской технике художественного выжигания  по шелку. В ее искусных руках ткань как будто преобразуется в  тонкие лессировочные слои краски, которая, просвечивая, создает тончайшие оттенки. Специальным инструментом художница прикрепляет, обрезает, перфорирует   материал, совершает другие вроде бы незатейливые операции, с помощью которых в совокупности и получается оригинальное произведение искусства.

 Теплой обстановке «Чайной горницы» в немалой степени     способствует гостеприимно накрытый стол с нехитрым угощением – чаем с конфетами, баранками да пряниками.

Оренбургский платок – один из символов, визитная карточка Оренбуржья.  Отсюда и название следующего зала – «Светлица пуховницы».

Более 200 лет вяжут пуховые платки в станицах, деревнях и селах  степного края. Уже в середине XIX века пуховые платки  оренбургских казачек  демонстрировались на международных и российских выставках,  не раз были удостоены высоких наград. Широко известный промысел традиционно представляют Саракташский, Оренбургский, Илекский, Кувандыкский районы, города Оренбург, Сорочинск, Ясный, Гай. Не одно десятилетие там живут и сохраняют традиции пуховязания династии Шафиковых, Гумеровых, Якуповых, Банниковых.

Коллекции работ художников-любителей, народных мастеров, сформированные ГАУК «РЦРКОО», с большим успехом участвовали во многих областных, межрегиональных, всероссийских и международных выставках, в конкурсах и фестивалях. Так на столичной выставке «От сердца к сердцу», проходившей в Государственном Российском Доме народного творчества, были отмечены пуховые платки оренбургских мастериц Риты Башировой, Эльвины Эдиятуллиной,  Римы Якуповой (она стала лауреатом премии Правительства РФ «Душа России» 2014 года) и других. А межрегиональный фестиваль «Текстильные ремесла», состоявшийся в Екатеринбурге, дал возможность еще раз блеснуть своим мастерством пуховницам Миннур Ишмухаметовой, Розе Гумеровой, Татьяне Банниковой.

Если теплые платки и ажурные паутинки завоевали всемирную известность, то другие промыслы, традиционные для нашего многонационального региона, хоть и получили широкое распространение среди населения,  пока не добились такой массовой популярности. Свою лепту в процесс расширения спектра художественно-прикладного творчества, придания официального статуса «Региональный народный художественный промысел» другим изделиям ручного изготовления вносят активисты «Народной галереи».

Имеется целый ряд причин, по которым Оренбуржье может и должно  стать одним из центров художественной обработки войлока:  веками здесь развивались, взаимообогащая друг друга,   войлоковаляние и орнамент русских, украинцев, татар, казахов, калмыков, башкир, других народов. Немаловажным фактором является и наличие  территорий для разведения скота, дающего шерсть, то  есть  собственные сырьевые ресурсы.

Силами коллектива «Народная Галерея» собран материал, создана коллекция изделий из войлока  – панно и коврики, оригинальные шарфы и шапки, удобные тапочки, сумочки, игрушки, сувениры, полезные бытовые мелочи. Востребованы не только сами изделия, но и технологии, знания. Поэтому  отлажена практика проведения мастер-классов, на которых все желающие постигают секреты работы с войлоком в традициях разных народов и эпох.

 Техникой казахского вырезного узора «Сырмак» мастерски владеет      жительница Оренбурга Калима Виллер. У себя на родине, в Казахстане, Калима и ее сестры перенимали секреты этого древнего искусства от старшего поколения – своей бабушки и других мастериц села, изготавливая сырмаки (узорчатые войлочные  ковры) для своего приданого.

Приемы мокрого валяния очень разнообразны: узор может быть вырезной, а может выполняться, например, в жгутовой или акварельной технике. Особенно привлекательны фантазийные работы мастерицы, панно с  изображением магических символов, сюжетные узоры, цветочные композиции.

А вот оригинальное декоративное панно другого автора –  Ларисы Нестеровой. Лариса Петровна вдохновилась одновременно техникой мокрого валяния и живописным полотном «Звездная ночь» всемирно известного  постимпрессиониста Ван Гога. А вообще художница смело работает с разными фактурами. Взятое ею за основу сырое валяние  часто ассоциируется с акварелью: здесь тоже явлены интуиция и точное попадание, ведь шерсть, как и акварельные краски, ведет себя непредсказуемо. Волею автора шерстяное волокно ложится  в импровизированный узор.

 Органично вписались в экспозицию «Светлицы пуховницы» живописные работы на  пуховязальную тему. Картина художника-любителя Игоря Симонова  так и называется: «Оренбургские пуховницы. Портрет моей бабушки». О «пуховязальной Мекке» живописуют в своих пейзажах уроженец Саракташского района Петр Ханин и его товарищ Борис Жуков. «Зимний закат» и «Зимний восход» гуашью отобразила на своих листах Лидия Гак из Сакмарского района.

Но, пожалуй, главенствует в интерьере творение Натальи Стуколовой. Она представила «вязаную» картину, выполненную в ее собственной технике. На полотне воссозданы аксаковские места: работа родилась под впечатлением от поездки в родовое имение русского писателя, расположенное в  Бугурусланском районе. Лишь после подробного объяснения становится понятен принцип авторской техники. На основу картины крепятся цветные нити, затем используется несколько приемов: стрижка, вязание цепочек, завязывание узелков и отрезание. Еще придумано так называемое дэщире (от франц. dechiré), то есть раздирание трикотажного фрагмента. Наталья  Витальевна тоже смешивает нитки по принципу смешения красок.

В экспозиции нашлось место и для мини-коллекции ваз, шкатулок и елочных игрушек Галины Рыжаковой, украшенных  точечной росписью, и для панно из кожи,   сделанных Мариной Титовой.

«Девичья светёлка» в окончательном варианте  должна быть мастерской текстиля и всего, что с ним связано. В настоящее время смысловой акцент в  этом зале сделан на коллекцию   Раисы Гончаровой: 75 работ – иконы, библейские сюжеты, соборы России. Раиса Федоровна работает в технике вышивки крестом, возрождая старинное рукоделие. Тщательное изучение не только традиций ремесла, но также истории искусства и религии позволяет мастерице творчески работать в традиции канона. Ее руками вышито уже более сотни икон, большая часть – подарена в монастыри, соборы и церкви России. Теплый колорит, мягкие переливы красок и полутонов в ликах святых, придают творениям народной умелицы ауру добра и терпения.  

Когда несколько лет назад задумывалась выставка «Кукла-игрушка-детство-сказка-маска-карнавал», организаторы и не предполагали, сколько мастеров самых разных возрастов живёт в Оренбургской области и сколько техник изготовления игрушек из шерсти, папье-маше, лоскутов, глины они знают. У каждого из них есть любимые материалы и персонажи. Кто-то специализируется на медвежатах, кто-то на пышно разодетых куклах. Но главное – у всех творений есть душа, которую в них вложили мастера.

В новом мини-зале пока представлена лишь малая часть коллекций кукол  известных мастериц Ирины Липатовой и Раисы Михайловой, а также новогодние сувениры Надежды Лебедянцевой.

 Не так давно несколько участниц «Народной галереи» увлеклись плетением из бумажных жгутов.  Этот вид декоративно-прикладного искусства заключается в создании предметов домашнего обихода и сувениров из специально обработанной  бумаги. Оренбургские мастера пошли своим путем, не повторяя известные  технологии  торсион-папье или вабоско. Они взяли за основу принцип традиционного народного лозоплетения, в результате чего получился  своеобразный  современный вариант, в котором в качестве исходного используется не природный материал (пришла пора его поберечь!), а вторичный  продукт промышленной цивилизации.   

В следующем зале разместилась выставка гостя из Новотроицка Валерия Косарева. Десять лет он  проработал на деревообрабатывающем предприятии, а после выхода на пенсию полностью отдался своему увлечению.

 Валерий Александрович  автор  ажурных изделий из дерева: ручным лобзиком  выпиливает из фанерных листов кружевные орнаменты, затем  превращает готовые  детали в различные  вещи  – корпуса для  каминных и настенных часов, шкатулки, предметы быта, макеты архитектурных памятников.

В экспозиции «Народной Галереи» представлена лишь малая часть филигранно выполненных мастером работ: изящные полусказочные птицы и животные, резные картины и сюжетные панно,  вазы и шкатулки,  часы в деревянных корпусах, изукрашенных тонким орнаментом.                                             

Передвижная выставка Валерия Косарева организована при содействии Новотроицкого городского отдела культуры как обменная акция в рамках творческого сотрудничества, которое налаживается между ГАУК «РЦРКОО» и муниципальными территориями области.          

Еще один зал, задуманный как художественная мастерская, встречает выставкой, которая могла бы стать культурным событием любого выставочного центра. Здесь   расположились живописные работы  москвички Сайды Афониной.

 Уроженка Сызрани (небольшого волжского  городка Самарской области), выпускница  Российской академии живописи, ваяния и зодчества, возглавляемой  русским художником Ильей Глазуновым, в настоящее время она доцент живописи и член Международной федерации художников ЮНЕСКО, участница многих престижных выставок, как коллективных, так и персональных.  Творчество  Сайды  Мунировны  известно не только в России, но и за рубежом.

 Московская художница работает в жанре современного реализма, во всех своих работах остается верна классической живописной школе. Под ее кистью рождаются возвышенные лики святых  и одухотворенные  земные лица реальных людей. Она в равной мере мастер детского и женского,  исторического и бытового портрета, уверенно творит в сюжетном и натюрмортном жанре.  Смелые композиционные находки   сочетаются в ее произведениях с  поиском  идеала и  гармонии в окружающей нас непростой современной жизни.

Главная особенность этой экспозиции – доступность ее обозрения,  а это очень важно для   художников-самородков, не имеющих специального образования, постигающих тайны живописного искусства на примере опыта профессионалов. Работы (14 портретов и один пейзаж) установлены на этюдники, что позволяет  подойти к ним на максимально близкое расстояние, рассмотреть каждый мазок или цветовое пятно, потрогать поверхность полотна, ощутить  его текстуру.

 В перспективных планах ГАУК «РЦРКОО» намечено обустройство мастерской керамики «Глиняный терем». Помещение под нее требует незначительной доработки, уже перевезена и установлена муфельная печь, на ближайшее время  намечен  мастер-класс по изготовлению сувениров.

Мечтают художники-любители и о мастерской  по художественной обработке камня, металла, кости и рога, и о мастерской художественных работ по дереву, для которой уже приобретен  токарный станок,  идет его освоение, специально для него умельцы изготавливают  детали… 

 В последние годы  интерес к деятельности мастеров декоративно-прикладного искусства, традиционных промыслов и ремесел возрастает. Очевидно, общество приходит к пониманию, что такие люди сами по себе есть духовно-интеллектуальное достояние. Подвижники и поборники возрождения исконных национальных традиций в немалой степени способствует приумножению культурного наследия родного края, а значит и всей России. Созидатели по своей натуре, они долгое время были лишены внимания к своему делу, не чувствовали отдачи – не столько материальной, сколько общественной, на уровне эмоционального восприятия. Именно на поддержку массового народного творчества и рассчитана новая выставочная площадка ГАУК «РЦРКОО». Мы уверены, что подобные вернисажи привлекут не меньшую зрительскую аудиторию, чем выставки государственных музеев или профессионального Союза художников. Возможность показать свои работы публике в специализированном помещении, обменяться опытом  в процессе коллективной работы – все это бесценное благо для человека,  радующего сердца людей плодами своего природного таланта. В то же время он сам нуждается в  душевном отклике единомышленников и поклонников. Лишь в такой атмосфере творческого поиска рождаются новые смелые замыслы, раскрывается духовный потенциал личности.

 

 

 

DSC_4697 DSC_4700

 

DSC_4708   DSC_4714

 

DSC_4716  DSC_4736

 

DSC_4749  DSC_4769

 

DSC_4728